В России
 Этапы развития благотворительности в России

Этапы развития благотворительности в России

Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности в России. I этап...

Как новое поколение филантропов меняет мир

Как новое поколение филантропов меняет мир

Какие задачи ставят перед собой крупнейшие меценаты современности и как их...

  • Register

Этапы развития благотворительности в России

Этапы развития благотворительности в России

Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности в России. I этап IХ-ХVI вв. В этот период благотворительность начиналась с деятельности отдельных лиц и церкви и не включалась в обязанности государства. Добрыми делами, милосердным отношением к нуждающимся прославился великий князь Владимир, которого в народе называли Красное солнышко.

Будучи от природы человеком широкой души, он призывал и других заботиться о ближнем, быть милосердным и терпеливым, совершать добрые дела. Владимир положил начало и осуществил ряд мероприятий по приобщению россиян к просвещению и культуре. Он учредил училища для обучения детей знатных, среднего состояния и убогих, видя в образовании детей одно из главных условий развития государства и духовного становления общества. Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016 г.

, учредил сиротское училище, в котором обучал на своем иждивении 300 юношей. В тяжелый период междоусобиц и войн, когда появилось огромное количество людей, нуждающихся в материальной и моральной помощи, именно церковь взяла на себя эту благородную миссию. Она вдохновляла русский народ на борьбу за национальное возрождение и имела исключительно важное значение для сохранения в народе присущей ему духовности, веры в добро, не давала ему озлобиться и утратить нравственные ориентиры и ценности. Церковь создала систему монастырей, где находили приют нищие и страждущие, обездоленные, сломленные физически и морально, выполняя три важнейших функции: обучение, лечение, призрение (Призреть — обратить взор со вниманием, с участием).

Сложившаяся еще в догосударственный период традиция заботиться о ребенке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельницах. Скудельница это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т. п. При скудельницах сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети.

Занимались их призрением и воспитанием скудельники старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя. Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Именно тогда сложились такие пословицы, как С миру по нитке, а бедному сироте сорочка, Живой не без места, а мертвый не без могилы. При всей своей примитивности дома для убогих детей являлись выражением народной заботы о сиротах, проявлением человеческого долга перед детьми.

Скудельники следили за их физическим развитием, с помощью сказок передавали им нравственные правила человеческого общежития, а коллективные отношения сглаживали остроту детских переживаний. К началу XVI в. , наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства. В частности, на Стоглавом Соборе в 1551 г.

Иван Васильевич Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять всех нуждающихся в помощи убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют и уход. II этап с начала XVII в. до реформы 1861 г. В этот период происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения.

Историю призрения детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее с его указом (1682 г. ), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам. Но более всего истории известно имя великого реформатора Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения. Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства.

В 1706 г. открываются приюты для зазорных младенцев, куда было приказано брать незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения, а за погубление зазорных младенцев неминуема была смертная казнь. Младенцы обеспечивались государством, и в казне были предусмотрены средства на содержание детей и обслуживающих их людей. Когда дети подрастали, их отдавали в богадельни на пропитание или приемным родителям, детей старше 10 лет в матросы, подкидышей или незаконнорожденных в художественные училища.

Екатерина Великая реализовала замысел Петра I строительством в Москве (1763 г. ) и в Петербурге (1772 г. ) императорских воспитательных домов для зазорных младенцев. Благотворительная деятельность Российского императорского двора приобретает в этот период форму устойчивой традиции.

Так, Мария Федоровна, жена Павла I и первый министр благотворительности, проявляла большую заботу о сиротах. В 1797 г. она пишет императору доклад о работе воспитательных домов и приютов, в котором, в частности, предлагается . отдавать младенцев (сирот) на воспитание в государевы деревни к крестьянам доброго поведения.

Но только когда малыши в воспитательных домах окрепнут. Как правило, эти дети вступали в брак в деревне, а их будущее управлялось органами общественного призрения. Так было положено начало системе воспитания сирот в семьях, а чтобы воспитатели были искусны и умелы, Мария Федоровна на собственные средства открывала педагогические классы при воспитательных домах и пепиньерские (пепиньерка девушка, окончившая среднее закрытое учебное заведение и оставленная при нем для педагогической практики) классы в женских гимназиях и институтах, которые готовили учительниц и гувернанток. Ею же в 1798 г.

было основано Попечительство о глухонемых детях. В этот же период начинают создаваться общественные организации, самостоятельно выбирающие объект помощи и работающие в той социальной нише, которую государство не охватывало своим вниманием. Так, при Екатерине II (середина XVIII в. ) в Москве открывается государственно-филантропическое Воспитательное общество (филантропия — человеколюбие).

В 1842 г. , также в Москве, создается опекунский совет детских приютов, который возглавляет княгиня Н. С. Трубецкая.

Первоначально деятельность совета была сосредоточена на организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без присмотра родителей. Позднее при совете стали открываться отделения для сирот, а в 1895 г. больница для детей московских бедняков. Александр I обращает свое внимание на детей с нарушением зрения.

По его приказу была разработана оригинальная методика обучения слепых детей. С этого времени начинают строиться учреждения для этой категории детей, а в 1807 г. открывается первый институт слепых, где обучалось лишь 15 слепых детей (рассчитывали принять 25), так как уже в то время был живуч тезис в России слепых нет. Проведенная Александром I реформа образования определила государственную систему образования в стране: приходские училища, губернские гимназии и университеты.

Приходские училища открывались при каждой церкви — и в городах, и в селах. Специализированные профессиональные училища создавались в зависимости от требований регионов, потребностей хозяйства и промышленности. Достаточно широкое образование давало домашнее и частное обучение и воспитание. В 1882 году была запрещена ночная работа детей до 12 лет, введено обязательное посещение школы работающими подростками.

С 1884 года обучение в школе малолетних тружеников входило в их рабочее время. Детский труд ограничивался 8 часами. В этот период в России начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство, складывается система призрения людей, и в частности детей, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты.

 
Коттеджный поселок Гольф-клуб Пестово

Современная благотворительность

История благотворительности

Форма входа

Делу гуманности гораздо лучше служат те бизнесмены, которым нравится их занятие, чем те, кто трудится лишь для того, чтоб основать больницу.
Алфред Уайтхед